Технология ремонта станков в принципе не отличается от общей технологии машиностроения, но имеет свою специфику и свои трудности.
При изготовлении новых машин изготовляются чертежи и технические условия на все детали и узлы. В ремонтном деле полного комплекта чертежей на машину в большинстве случаев нет, а имеются лишь, как правило, чертежи отдельных деталей и кинематическая схема станка. При ремонте станков одни детали не ремонтируются, другие ремонтируются, а третьи — изношенные детали — изготовляются вновь. Таким образом, ремонтник имеет дело с тремя типами деталей.
Детали, которые не подвергаются ремонту, имеют какой-то износ, и надо быть опытным ремонтником, чтобы определить, будут ли они. нормально работать в сопряжении с новыми деталями, поставленными во время ремонта.
Детали, требующие ремонта станка, изношены больше допустимого, но они могут быть отремонтированы восстановлением изношенного слоя или обработаны на новые размеры с соответствующим изменением конструкции и размеров сопряженных с ними деталей и узлов. Ремонтнику нужно ясно представить себе взаимную связь всех узлов станка, а также какие последствия повлекут за собой в общей кинематической связи те или иные отступления от нормальных условий. Для этого нужно хорошо знать работу станка и его отдельных узлов.
Детали, изготовляемые вновь взамен изношенных,— должны изготовляться только по первоначальным размерам, хотя бы это было связано с заменой сопряженных с ними малоизношенных деталей.
Изготовление новых машин производится более или менее крупными сериями одинаковых машин, конструкция которых не изменяется длительное время. Поэтому всегда имеется возможность пользоваться приспособлениями, обеспечивающими необходимую точность обработки деталей с минимумом слесарной доводки при сборке. Ремонт же осуществляется в большей степени за счет слесарных работ. Удельный вес слесарных работ при ремонте станка всегда будет больше, чем в новом производстве, так как все приспособления, которыми пользуются при изготовлении деталей в новом производстве, невозможно иметь при ремонте станка по экономическим соображениям. Все это создает дополнительные трудности в организации и технологии ремонта.
При ремонте станка надо хорошо знать конструкцию и условия эксплуатации станка, знать способы ремонта станков и хорошо понимать конечную цель — получить отремонтированный станок в пределах обусловленных норм точности. Основой ремонтного дела должен быть не ремонт отдельных частей или узлов изолированно от станка в целом, а ремонт станка полностью. Для этого надо правильно выбрать основные базы и притом такие, чтобы замеры и контроль от них были удобны для всех или для большинства узлов и чтобы эти базы были по возможности едиными. Нужно ясно представить себе, какие размеры можно изменять и какие из этих изменений могут повести к излишним работам.
Правильная подготовка ремонта станка зависит от качества составления дефектной ведомости, что, в свою очередь, зависит от знания лицами, составляющими дефектную ведомость и график ремонта станков, не только технологии ремонта и конструкций ремонтируемых станков, но и основных принципов организации
. Поэтому в этой книге параллельно с изложением технологии ремонта станка даются указания об организации ремонта и о конструкции отдельных деталей и узлов станков в объеме, необходимом для ремонтников. При этом описание конструкций сопровождается в нужных случаях критическим анализом качества конструкций с точки зрения удобства ремонта станка и его рациональной эксплуатации.