Что делать отрасли, спрос на продукцию которой в стране был столь велик, что не закончился и сейчас, несмотря на все экономические передряги, невыплаты зарплат и обнищание населения, а делать эту продукцию не из чего и нечем? Что делать мебельной промышленности, инвестиции в которую и не ожидаются, а общий парк оборудования устарел еще двадцать лет назад и сегодня изношен донельзя? Как выходить из ситуации, когда свои заводы не могут (или не хотят) предложить никакого путного оборудования, а импортное, мягко говоря, «кусается»?
Резервы выбраны
Последние крохи импортного оборудования, закупленного государством для предприятий Минлеспрома СССР, поступили в страну в 1989 году, причем его не хватало даже для замены изношенного, выводившегося из эксплуатации, не говоря уже о каком-либо развитии производства. Потребность предприятий других, непрофильных министерств, тоже изготавливавших мебель, просто не учитывалась, и они продолжали делать свою продукцию, как и раньше, едва ли не с помощью каменного топора.
Сегодня три четверти оборудования на мебельных предприятиях старше двадцати-двадцати пяти лет. И это, в общем-то, рекорд: в развитых странах оборудование (эксплуатирующееся в одну смену) редко заменяется больше, чем через пять-семь лет. То, что мы имеем сегодня на предприятиях, чинено-перечинено, причем почти без применения оригинальных запчастей, что называется, «на спичках» — только за счет изворотливости и таланта российских механиков-«левшей». В стране уже давно прошло перераспределение станков и линий предприятий-неудачников, задолжавших бюджету или разорившихся, и кое-какого неустановленного импортного оборудования (было и такое). В основном, это были станки и линии для облицовывания кромок — основной и самый дорогой вид оборудования для мебельного производства. Отделочное оборудование осталось невостребованным. И это уже все. Резервы выбраны. Работать нужно, а нечем. Средств нет и не предвидится. В сфере оснащения оборудованием настала полная нищета.
Вот тут-то многим руководителям мебельных предприятий и приходит мысль, что для выживания хороши все средства и стоит попробовать продлить агонию, приобретая на замену своим совсем уж развалившимся станкам «бэушные» импортные. Этот самый «second hand» приглянулся и небольшим вновь организующимся частным предприятиям, не имеющим достаточных средств на полное оснащение производства на базе нового оборудования: считается, что нужно с чего-то начать, чуть-чуть заработать, а там уже думать, как поступать дальше. Да, впрочем, где взять средства на новое?
В Европе все по-другому
В советские времена оборудование работало до полного износа, до тех пор, пока механик не сдавался и не сообщал, что машину реанимировать невозможно. От станка после списания оставалась только станина, т. к. не сдать ее в металлолом было нельзя: действовал план по его сдаче. Но все узлы и детали, вплоть до винтов и гаек, которые когда-нибудь могли пригодиться, рачительные механики прибирали и до поры бережно хранили. Действовала и строгая система ППР (планово-предупредительного ремонта), которая предусматривала текущие, средние и капитальные ремонты и четкие сроки их проведения. Все это выполнялось службой главного механика, часто насчитывавшей не один десяток людей.
Стоимость отремонтированного в заводских условиях станка (с проведением полного капитального ремонта) составляет около 60% от цены нового
В Европе все по-другому: закон, предоставляя налоговые льготы на инвестиции в новое оборудование, ограничивает срок действия этих льгот. В результате собственнику выгодно осуществлять замену оборудования на новое приблизительно раз в пять лет, то есть когда подходит срок проведения среднего ремонта. Тем более что службы главного механика ни на одном предприятии нет — слишком дорогое удовольствие, и делать ремонт, скажем, в условиях мебельного предприятия — безумие. Поэтому проще и дешевле отдать свой старый станок на ремонт специализирующейся на этом фирме и взять взамен такой же, но уже отремонтированный! А та, отремонтировав станок, предложит его дальше. При этом льготы на инвестиции при приобретении отремонтированного оборудования такие же, как и для нового. Вот отсюда-то и появилась хорошо развитая на Западе сеть фирм, торгующих оборудованием, бывшим в эксплуатации. Важно еще и то, что в Европе, чтобы сдать станок в утиль, необходимо его практически полностью разобрать, отделив друг от друга сталь, пластмассу, медь и т. п., что требует немалых финансовых затрат и выделения специального персонала.
Крупные фирмы, поставляющие оборудование, как правило, берут на себя консалтинговые функции с разработкой проекта технического перевооружения (модернизации) производства и поставкой нового комплектного оборудования от различных фирм-изготовителей, отвечая за качество работы нового производства и его контрактную производительность. Поставляя новое оборудование, они могут предложить заменить его часть, в основном для не самых ответственных участков производства, отремонтированным. Старое оборудование, имевшееся у заказчика, поступает в полное распоряжение фирмы, торгующей «бэушным» оборудованием, а его остаточная стоимость засчитывается в цене нового.
В результате на складах фирм, поставляющих оборудование, бывшее в эксплуатации, постепенно накапливается целый набор станков, автоматических линий и межстаночного транспортного оборудования, изготовленного в разные годы, самыми разными фирмами, в любом техническом состоянии. Очень часто среди них оказываются и машины, изготовленные по спецзаказу конкретного потребителя, имеющие весьма специфическое расположение агрегатов и технологические возможности. Вполне естественно, что некоторые модели этого оборудования, по каким-либо причинам не устраивающие большинство потенциальных заказчиков, залеживаются на этих складах. Одновременно существуют и определенные модели, пользующиеся повышенным спросом. Чтобы удовлетворить запросы на отремонтированное оборудование, каждый из его поставщиков создает собственную сеть агентов, отслеживающих и фиксирующих действующее на предприятиях оборудование, уже заявленное или предполагаемое к замене. Но существуют и определенные виды оборудования, как правило, узко специализированного, достаточно дорогого, которое выпускается ограниченным числом фирм. Оно эксплуатируется на немногих предприятиях, и поиск его с целью приобретения после ремонта часто не дает результатов.
Вся эта сеть приобретения и продажи бывшего в употреблении оборудования хорошо отлажена, приносит высокий доход, выгодна и вполне понятна для покупателя. Проблема в том, что в орбите вращаются тысячи моделей оборудования и сделать правильный выбор — очень трудная задача.
Не попасть впросак
К сожалению, наш покупатель, весьма ограниченный в средствах, но мечтающий дешево приобрести оборудование, которое поможет ему совершить революцию в технологии и сразу наладить производство, чаще всего не представляет себе, что смогут ему предложить продавцы. Поэтому запрос выглядит обычно недостаточно конкретно и часто не очень понятен потенциальному поставщику. В результате он направляет клиенту компьютерную распечатку перечня имеющегося на складе или еще находящегося в эксплуатации, но предложенного к продаже оборудования, в лучшем случае включающий названия фирм-изготовителей, наименования моделей и некоторые технические характеристики. Если учесть, что многие фирмы-изготовители никогда не были представлены на нашем рынке, некоторые из них уже давно прекратили свое существование, а год изготовления станка неизвестен, то неудивительно, что выбор представляет собой решение задачи, подобной теореме Фермa. Ведь не будучи знакомы с историей европейского станкостроения, не имея никакой информации о предлагаемых станках, даже элементарного проспекта, многие пытаются сделать свой выбор. Одни просто покупаются на низкую цену и, задав пару вопросов по телефону, подписывают контракт, другие сначала спрашивают год выпуска, проспект или фотографию, а затем уже оформляют покупку. В результате, купив дешевый станок, казавшийся на фотографии вполне привлекательным, и с радостью ожидая на таможне встречи с ним, многие испытывают неподдельное разочарование, увидев покупку, и надолго зарекаются потом иметь дело с партнером по контракту, хотя обижаться следовало бы на самих себя.
Итак, что же нужно сделать, чтобы избежать ошибок?
Не забудьте потребовать от фирмы-поставщика документацию на русском языке, включая руководство по эксплуатации и перечень запчастей!
Прежде всего, твердо знать, какие операции должен выполнять станок и минимально достаточный состав его агрегатов: любое превышение задаваемых параметров приводит к тому, что будет предложена более тяжелая и сложная модель, что увеличит цену. Но нет смысла приобретать предложенный станок, цена которого, по вашей оценке, меньше, чем цена металла, из которого он сделан. Стоимость отремонтированного в заводских условиях станка с полной его переборкой, заменой основных агрегатов, цепей, транспортеров, электроразводки, шлифованием направляющих и т. д., то есть с полным капитальным ремонтом, составляет около 60% от цены нового. Если предложенная цена ниже, поинтересуйтесь, на чем собирается сэкономить поставщик. Конечно, можно приобретать оборудование и в том состоянии, в каком вы его увидели, но перед этим следует подумать, сколько, например, прослужат манжеты пневмоцилиндров, уплотнения гидравлики и прочие детали с ограниченным сроком службы, доставка которых самолетом стоит больше, чем они сами. И заодно узнайте у фирмы, сколько еще лет она сможет поставлять запчасти к этому станку. При этом год выпуска не имеет существенного значения, т. к. всего за год интенсивной эксплуатации в одну смену нерадивый потребитель может просто уничтожить машину, и никакой ремонт не приведет ее в годное состояние. То же происходит, если при демонтаже или при перевозке уронить станок, погнув направляющие или даже станину. Впрочем, давно изготовленное оборудование таит скрытую опасность усталостного излома отдельных, незамененных деталей, внешне выглядящих вполне надежно. Например, это может оказаться фрезерный шпиндель четырехстороннего станка, обломившийся у вас на следующий день после окончания гарантии. В любом случае берегите фирменную табличку на станке, где указан его заводской номер — без него получить запчасти именно к этому исполнению не удастся.
Следует знать также, что по европейским законам срок гарантии на отремонтированное (как и на новое) оборудование составляет 6 месяцев при условии его эксплуатации в одну смену. Если вы хотите, чтобы гарантия составляла 12 месяцев, как это положено по нашим законам, внесите это в контракт. Стоимость гарантии составляет приблизительно 10% от цены станка. Если в оборудовании нечему ломаться, не берите гарантию, и если в контракте забудут об этом написать, то 6 месяцев гарантии вы получаете автоматически.
Не забудьте потребовать от фирмы документацию на русском языке, включая руководство по эксплуатации и перечень запчастей! Для поставщика это обычно представляет особую сложность, т. к. изготовителя может уже не быть в природе, а у прежнего потребителя документация была утеряна. Перевод документации стоит очень дорого, и эту стоимость все равно оплатите вы, но ее наличие обязана проверять таможня. Поэтому лучше договориться с поставщиком, что он направит вам оригинал электронной почтой, его переведет кто-то из ваших знающих язык родственников или знакомых, после чего этот перевод будет вложен в ящик со станком. Необходим также и российский сертификат соответствия, о котором поставщик должен позаботиться заранее, иначе кто-то из вас будет оплачивать стоимость хранения задержанного оборудования на таможенном складе.
Особый вопрос — приемка станка после ремонта. Лучше, если вы включите в контракт выезд вашего специалиста на завод до окончательной оплаты и отгрузки станка. Там за один-два дня можно будет не только убедиться в качестве ремонта, но и поучиться наладке станка. Причем выезжать должен не генеральный директор, а будущий оператор станка или механик.
Для многих сегодня покупка отремонтированного оборудования — средство, позволяющее поддержать производство, трамплин для последующего его развития. Но обидно, если купленное оборудование представляет собой всего лишь красиво покрашенный металлолом. Поэтому, покупая «second hand», следует смотреть в оба! И, чтобы избежать ошибки, подумайте, не будут ли расходы на поддержание и приведение в порядок «бэушного» станка превышать затраты на приобретение нового оборудования, хотя бы на несколько лет избавляющего вас от хлопот. Помните: скупой платит дважды!